Головленкова тюрьма Соловецкого монастыря. Часть I. История. Согласно плану 1743 г., Головленкова тюрьма размещалась в толще восточного прясла, что со стороны Святого озера, в третьей печуре подошвенного боя к северу от Архангельской башни. В отличие от прочих зияющих чернотой печур художник залил ее серым цветом и покрыл мелкими штрихами. Всё это производит впечатление стены, наглухо закрывавшей вход. Опись 1743 г. сообщает об этой тюрьме достаточно подробные сведения: «Вторая, называемая Головленкова, в городовой же стене, с востока в бойнице, по сторонам две палатки в стене же. В первой палатке с южной стороны внутре длиною пять аршин, шириною четыре аршина; вторая в северную сторону, длиною и шириною по четыре аршина». Головленкова тюрьма названа «первотяжкой». В примечании отмечено, что дверь заложена камнем, а ранее находившийся при ней тын «отнесен прочь». Из всех вышеперечисленных тюремных казематов Соловецкого монастыря Головленкова тюрьма представляет наибольший интерес. Обращает на себя внимание ее расположение в специальных палатках в толще самой крепостной стены. Перед нами явно неординарный памятник средневекового зодчества. Если предположить, что тюремные помещения были специально построены в крепостной стене, а не приспособлены под нее, то это в корне может поменять общее представление о самой крепости: Соловецкая крепость, возведенная 1582–1595 гг., изначально должна была выполнять отнюдь не только оборонительные функции. Она возводилась и как крепость-тюрьма. Последней точки зрения придерживался исследователь начала ХХ в. М. А. Колчин, который писал: «Местами заключения для ссылочных подначальных людей в ХVI, ХVII, ХVIII столетиях служили казематы, построенные в стенах и башнях монастырской крепости <...> соловецкий монах Трифон немало поработал, чтобы устроить внутри крепостной стены такие казематы, из которых не только не мог бы выйти заключенный, но и свет Божий только украдкою входил бы в эти гробы для живых людей». Однако советский историк Г.Г. Фруменков рассматривал появление тюрем в крепости как вторичное явление: «По замыслу архитектора каменные мешки должны были служить погребами для снарядов и пороха в военное время, но предприимчивое монастырское начальство нашло для них другое применение. Погреба превратили в казематы монастырской тюрьмы». Головленкова тюрьма в печуре № 47 является тем объектом, с помощью которого можно решить данный исторический спор. Свое название Головленкова тюрьма получила, очевидно, по имени первого узника — Ивана Головленкова. Сведения о нем собрал В.Б. Кобрин, занимавшийся изучением состава опричного двора Ивана Грозного. По материалам данных статей торжокский краевед В. Суслов написал в местной газете заметку «Башня Головленкова». Было два брата — Афанасий Васильевич и Иван Васильевич Головленковы, мелкие дворяне из Торжка. Оба они являлись участниками походов на Девлет-Гирея в сентябре 1570 г. и летом 1571 г., а весной 1572 г. — на шведов. При этом Афанасий был сначала поддатней ко второму саадаку, а затем к большому саадаку у царевича Ивана Ивановича. В 1573 г. он даже присутствовал на свадьбе принца Магнуса. Иван Головленков был также поддатней сначала к доспеху, а затем к шелому у царевича. В 1569/1570 гг. Иван Головленков совершил дерзкий поступок, незаконно завладев вотчиной С.В. и Н.В. Ергольских и А.И. Бурухина, высланных в земщину. В 1581/1582 гг. Иван Головленков купил за 80 руб. вотчину в Переславльском уезде, сельцо Терпилово у И.И. Бобрищева-Пушкина. В 1580 г. он сделал вклад в Троице-Сергиев монастырь в размере 100 руб. Выступал Иван также в качестве послуха при данной Троице-Сергиеву монастырю опричника князя Г.П. Бельского на вотчину в Тверском уезде. В.Б. Кобрин также установил, что сестра Головленковых Мария была замужем за князем Г. Долгоруковым. Но под конец жизни, замечает исследователь, Иван Головленков оказался замешан в каком-то серьезном деле и попал на Соловки. В архивной описи Соловецкого монастыря 1733 г. сообщалось, что в ящике 22 хранились «две грамоты царей Бориса Федоровича, Василия Ивановича о присылке в монастырь в тюрьму Ивана Головленкова, он же и старец Иосиф, и велено ево держать в тюрьме к стене прикована в железах, 7095 и 7114 году». Грамота 7114 (1605/1606) г. «Соловецкого монастыря к игумену Антонию о Иване Головленкове» действительно существовала. Приведенные материалы чрезвычайно ценные, поскольку они позволяют установить, что на Соловки Иван Головленков был сослан по грамоте всесильного Бориса Годунова еще при царе Федоре Ивановиче в лето 7095, т. е. не позже 1 сентября 1586 г., но до 31 августа 1587 г. Напомним, что Годунов стал царем гораздо позже, 17 февраля 1598 г. Ссылка Ивана Головленкова состоялась на четвертый или пятый год после начала строительства крепости. Но вопрос о начале функционирования тюрьмы в прясле крепостной стены остается открытым. Не исключено, что она могла принять первого узника до официального введения в строй данного фортификационного сооружения. Он оказался первым заключенным в данное тюремное помещение. В связи с этим и саму тюрьму стали называть по его имени. Вторую грамоту лета 7114 (1605/1606 гг.) Василия Шуйского можно было бы считать подтвердительной на продление пребывания Головленкова в тюрьме, как считал В.Б. Кобрин, если бы не запись от 1 мая 1607 г. в приходо-расходных книгах: «Дано старцу Иосифу Головленкову 5 рублев денег, как поехал был к Москве по государеве грамоте, а в тех место денег на Москве старец Пратасей взял у его сына у Офонася Головленкова». Документ многое проясняет. Иван стал монахом под именем Иосифа и был вызван в Москву. То есть грамота 7114 г. нового царя Василия Шуйского освобождала принявшего постриг Головленкова из тюрьмы. Время ее написания должно относиться к концу 1606 г., так как избрание нового царя состоялось 19 мая, и первоочередных проблем у него было более чем достаточно. Грамота должна была прийти на Соловки поздно осенью 1606 г., под самый конец навигации. И только на следующий год, с началом плавания по Белому морю, старец Иосиф смог уехать в Москву. Взятые в долг 1 мая из монастырской казны 5 рублей на дорогу возместил его сын Афанасий, нареченный, видимо, в честь дяди. Мы не знаем, чем закончилась встреча с новым государем. Но, скорее всего, соловецкий монах Иосиф вернулся в свой монастырь, где и был похоронен в 1619 г. Известна даже точная дата кончины бывшего узника: «Сентября ж в 27 день. Преставися Иван Головленков во иноцех Иосиф, взято после его живота денег в казну рубль 5 алтын. Да по нем же взято у священноинока Паисея сорокоустных денег 20 алтын». Это запись ничем не отличается от аналогичных сообщений о смерти монашеской братии. Свои последние дни жизни монах Иосиф провел на Соловках. Представители рода Головленковых и в следующем веке оставались приближены к трону. Так, в 1703 г. стольник Василий Федорович Головленков был направлен в Ростов и Переславль-Залесский для сбора плотников и отправки их в Воронеж. В.Б. Кобрин пишет, что заключение Головленкова на Соловках было, видимо, в глазах современников значительным событием, поскольку спустя почти полвека, в 1652–1653 гг., давались приказы сажать «в тюрьму, где сидел Иван Головленков». Исторических свидетельств о прочих заключенных Головленковой тюрьмы крайне мало. Высказано предположение, что после Ивана Головленкова там же в 1606–1612 гг. сидел Симеон Бекбулатович. Имеется грамотаот 22 декабря 1701 г. архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия соловецкому архимандриту Фирсу. В ней говорится о присылке на Соловки по указу Петра I расстриги Ивашки Шангина: «за его воровство ис Холмогор велено его сослать к вам в Соловецкой монастырь и посадить его в Головленкову тюрьму и быть ему в той тюрьме до кончины живота его неисходно, а пища ему давать противъ такихъ же подначалныхъ, а чернилъ и бумаги ему, Ивашку, давать отнюдъ не велено и ни от ково к нему писемъ не принимать и не отдавать такъ же и от него ни к кому никаких писемъ не принимать же и не отдавать». М.А. Колчин утверждал, что в 1701 г. «в Головленкову башню, в уединенное место» был заточен тамбовский епископ Игнатий. Имя последнего узника Головленковой тюрьмы называет архиепископ Варсонофий в донесении в Синод от 4 июля 1743 г. Это отсидевший 10 лет «расколник Аврам Иванов с 1733 годов в Головленковой тюрьме». О том же последнем узнике сообщает и другой документ: «Из каковых (тюрем) ныне содержится в одной раскольник Авраам Иванов». После закрытия Головленковой и Корожной тюрем их «двери закладены камнем и бывшие у тех тюрем тыны отнесены проч». Авраамий Иванов был прислан «в вечное содержание в Головленкову тюрьму» с приказом «содержать его неисходно в Соловецком монастыре в Головленковой тюрьме и никого не допущать, чернил и бумаги не давать». Интересно, что более ста лет спустя о Головленковой тюрьме помнили. В 1856 г. ею интересовался начинающий писатель С. В. Максимов. В литературе о Соловках вскользь мелькнуло сообщение, что паломникам показывали «Авраамиеву щель». Полагаю, что так могло именоваться в позднее время одно из узких оконец в западной стене Головленковой тюрьмы.